За тайменем на Енисей

«Наш самолет выполнил посадку в аэропорту города Абакан». Тут я проснулся. Быстро получив багаж, не задерживая взгляд на местных достопримечательностях, загрузились в машину - вечером надо быть в Кызыле - столице Тывы, а это без малого 700 км!

Вечером въезжаем в Кызыл и сразу на причал за билетами на теплоход «Заря», который должен отвезти к началу маршрута. У кассы нас встретил хмурый мужичок, сообщив сногсшибательную новость - теплоход отшвартуется только при 40 пассажирах, а продано всего 12 билетов. И посему есть вероятность просидеть на причале всю неделю. Вот с таким поворотом мы никак не ожидали встретиться! На всякий случай, купив билеты, едем закупать продукты на маршрут и устраиваемся в гостиницу.

Утром местные жители, груженные баулами и мешками, атаковали теплоход. И почему у них вдруг разом возникло желание поехать?! Протиснувшись через местный люд, заняли свои места. Наметанным рыбацким глазом отмечаю интересные места на реке, где может стоять крупная рыба, но уже через несколько часов я устал и мог только на уровне подсознания воспринимать величественную красоту Енисея.

Утром грузим пожитки в длиннющую 11-метровую деревянную лодку. Мотор «Вихрь», откашлявшись, потащил лодку вверх по течению. Через несколько часов, не выдержав, заставляем лодочника причалить у переката. Целый час под его ворчание «кипятим» воду, но безрезультатно. Ни поклевочки! Уже не сопротивляясь, не настаивая на остановках, доверяем лодочнику довести нас до рыбных мест. К вечеру мы наконец причалили. В этом месте река делала поворот на 90 градусов, и сразу за поворотом большая яма. Из нее мы достали свой первый настоящий трофей - с десяток 2-3-килограммовых ленков. Ночью пытались на мышей разных калибров ловить тайменя - результат нулевой! Сопровождавший нас егерь объяснил, что в новолуние ждать большого тайменя не стоит. Он в это время никакую наживку не берет.

С рассветом собрали лагерь. И стали сплавляться вниз по течению. Утреннее солнце разбудило полчища комаров, на которых тут же вышел хариус. Я пытаюсь ловить на мухи, закупленные в Москве, но хариус их стоически игнорирует. Зато у нашего проводника Юрия, ловящего на местную снасть: огромных размеров поплавок, три жуткие разноцветные мухи, под стать поплавку, и все это смонтировано на леске диаметром минимум 0,3мм! Хариусы гроздями «садились» на эти мухи, практически на каждой проводке.

Ночевать решили в устье реки Хорал. В самом устье угадывается большая яма, но выше по течению длинный мелкий перекат. Судя по вытоптанному берегу, рыбу из ямы уже скорее всего «сняли», несколько безрезультатных проводок подтвердили - здесь ее нет.

Поднимаюсь вверх по Енисею. Приметив на дне несколько больших валунов, посылаю за них легкую серебристую вертушку. И почти тут же мощная уверенная поклевка, и через несколько минут крупный ленок был у моих ног. Пройдя вверх по течению еще метров 100, упираюсь в отвесную скалу. Под ней явно угадывается большая яма. Вот здесь точно есть шанс взять трофейную рыбу, но только вечером. А сейчас аккуратно, чтобы не выдать своего присутствия, отступаю от ямы и возвращаюсь в лагерь.

С последними лучами солнца мы с Юрием уже на яме. Стараясь не шуметь, переговариваемся жестами. Негромким шлепком «мышонок» падает под берег и, переваливаясь с боку на бок, следуя моей проводке, плывет к лодке. «Мышь» проводника шлепается немного в стороне и, уверенно «распуская усы», плывет к Юрию. «Мышей» мы «купали», пока над лесом не показалась полная луна. Все, вечерняя рыбалка завершена, и есть смысл выходить на воду не раньше трех-четырех утра, в утренних сумерках.

Несколько дней сплавляемся по Енисею к начальной точке нашего маршрута. Рыбы - ленка и хариуса очень много, но в основном мелкой. И чем ближе к жилью человека мы подходили, тем реже были поклевки даже мелкой рыбы. Но мы уже этому не сильно огорчались.

Через неделю, наблюдая, как мои домашние лопают соленого хариуса, я с удовольствием вспоминаю удавшуюся рыбалку. А трофей... Ну что ж, придется за ним на следующий год поехать.

Экономика поездки без перелета до Абакана: микроавтобус Абакан-Кызыл - 5880 руб., Кызыл-Тарахем - 3600 руб. Соответственно обратная дорога, итого трансферы - 18960 руб. Аренда лодки + проводник на 5 дней - 15000 руб. Гостиница 3 ночи х 600 руб. - 1800 руб.; питание 350x8 дней - 2800 руб.; билеты на т/х «Заря» 1200х2-2400 руб. Итого: 40960 руб. Так что, если ехать командой 3-4 человека, получится очень экономичный вариант.