Верховья реки Сейм

Река Сейм относится к числу наиболее интересных рек из тех, что протекают недалеко от моего родного города Губкина. По версии Института географии Российской Академии наук, Сейм начинается от с.Верхосеймье (Мантуровский район Курской области) и имеет длину 717 км, хотя в большинстве энциклопедий, а также на современных топографических картах, исток Сейма обозначен в верховьях балки Голова Сейма недалеко от хутора Морозов Губкинского городского округа Белгородской области. Здесь несколько родников образуют небольшой ручей, на котором у с.Морозово построены плотины. В этом случае длина Сейма составляет уже 748 км, и 36 км из них приходится на территорию Белгородской области.

На протяжении первых 25 км Сейм не имеет постоянного водотока. Он начинается только у с.Строкино. Водность Сейма заметно увеличивается после впадения ниже Строкино 22-километрового левого притока - р.Масловки.

Течение в верховьях реки достаточно слабое - не более 0,4 м/сек.

Быстрые участки есть, но их очень мало.

Сейм - река очень большая и интересная. Я расскажу о ловле в верховьях возле деревень Кривец и Орлянка, которые известны всем спиннингистам ближайших городов и деревень. Причин популярности участка много - изобилие щуки, асфальтированная дорога до моста через реку, где обычно и ловят спиннингом, отличные подходы к воде с обеих сторон ниже моста.

Охотимся на язя

Я уже давно мечтал поймать язя нахлыстовой снастью. Не раз лавливал его на р.Воронеж, но спиннингом. А вот Сейм - совершенно другая река. В Воронеже язь любит прятаться в зарослях рдеста на течении, а в Сейме этой растительности нет, да и струя заметно слабее. Поэтому для начала мне предстояло понять, на каких участках и в какое время здесь кормится язь. И постепенно я начал это узнавать.

Кривецкий мост, как я уже говорил, спиннингисты облюбовали давно - это действительно хорошее место для ловли многочисленной здесь щуки. На довольно длинном участке замедленное течение, есть хороший рукав. Но, как оказалось, тут живет и язь - об этом мне рассказывал друг, который ловит с моста уже больше 10 лет. Он посоветовал искать язя ближе к мосту или немного ниже, где река выпрямляется. Ему часто доводилось видеть, как под самым мостом весной красноперые красавцы гуляют по поверхности, словно черноморские дельфины: то спинку покажут, то хвостом вильнут...

Накануне он позвонил мне, чрезвычайно воодушевленный:
- Сегодня я поймал под мостом щуку на 4 кг, но что вытворяли язи...

Конечно, на следующий день я отправился на реку вместе со своими товарищами, которые, как и я, хотели поймать именно язя. Но они взяли спиннинговые снасти, а я - только нахлыстовый комплект 3-го класса, который состоял из удилища SF-9603/4 Czech Nymph, скромной катушки Jora 2/4 и шнура фирмы ROYAL WULFF 3-го класса.

В первый вечер я собирался лишь понаблюдать, где гуляет язь, а также разузнать, берут ли красноперка с плотвой. Они ловились, и весьма неплохо. Надо было забросить нимфу как можно ближе к противоположному берегу, и тогда случалась поклевка. Язь же не то что не клевал - он даже и не показывался.

Шло драгоценное время, плотва ловилась, язя не было, а день неумолимо приближался к концу. Но как только наступило 5 часов вечера, река словно ожила - всплески рыбы виднелись повсюду: активно кормилась щука, плотва собралась в стаи, и на каждом забросе мне удавалось поймать рыбу. Но я не переставал наблюдать за поверхностью воды.

Тут мне вспомнились слова товарища, что язь не плещется, а просто показывает свой горбик или хвост, поэтому я сразу же перестал обращать внимание на всевозможные «бабахи», которые раздавались то слева, то справа, и решил просто пройти вдоль реки вниз но течению...

Буквально через полсотни метров от небольшой бетонной плиты, с которой я ловил плотву, увидел эту спинку, которая вальяжно показалась на поверхности реки. Да, это был именно язь! Его легко узнать...

Взял на заметку это место и пошел дальше. Пройдя еще около сотни метров, я увидел еще одну спинку. Решил задержаться, чтобы понаблюдать, покажется ли рыба еще раз на поверхности. Буквально через 3 минуты язь снова вышел наверх, но чуть ниже по течению.

Я подумал, что, вероятно, ближе к вечеру эта рыба курсирует по реке в поисках пищи то в одну, то в другую сторону. В подтверждение этой догадки через 10 минут я увидел еще одного язя, который шел уже против течения, изящно показывая свои хвост и спину.

В этот вечер я сделал для себя первый вывод: во-первых, эту рыбу нужно ловить после 5 вечера, а во-вторых, стараться проследить, куда она движется, то есть идти за ней по пятам и подавать свою приманку как можно ближе к язю.

Уже на следующий день мои старания были вознаграждены.

Приехав к вечеру, я прошел вдоль реки, но ни одной рыбы на поверхности так и не увидел. Неспешно собрал нахлыстовую снасть и пошел облавливать намеченные в предыдущий вечер участки. Первые забросы не принесли особых результатов, на нимфу позарились лишь небольшие плотвички и пара красноперок. Но я не отчаивался, надеясь, что как только наступит 5 часов вечера, язь сразу выйдет кормиться.

Так и произошло! Как только обозначился вечер, по реке сразу начала гулять рыба, в том числе и язь.

Я встал под большим деревом и методично начал забрасывать нимфу под противоположный берег, где растет кустарник. Именно под ним немного позже показался первый язь.

Разыграл шнур над головой и достаточно четко положил нимфу немного ниже того места, где рыба показалась на поверхности, но поклевки не было. Забросил еще пару раз, но увы!.. И тут я вспомнил, как в предыдущий вечер рыба перемещалась по реке. Перешел на 5 м ниже по течению и вновь увидел горбик над водой. Аккуратный заброс и... Вот она, долгожданная поклевка долгожданной рыбы! Подсечка, борьба, вываживание...

- Ура, поймал язя! Нахлыстом! - воскликнул я, когда меня фотографировал мой товарищ. Признаюсь, эмоции переполняли не только из-за поимки рыбы, но и от того, что мне удалось разгадать множество загадок, которые задала мне эта рыба на Сейме.

Ближе к вечеру, когда рыба активно ходила по реке, у меня было еще три поклевки, но их мне реализовать не удалось. Один из язей уже под берегом оборвал подлесок.

Мои друзья тоже пытались поймать язя, но их маленькие воблерочки атаковали лишь небольшие щуки. Возможно, язь не брал из-за включенных в оснастку поводков.

Зато другие места, где нахлыстом ловить сложно, для спиннинга подходят на все сто. Они находятся возле д.Орлянка, расположенной в 10 км от Кривца ниже по течению.

Сразу скажу, эти два участка реки (от Кривецкого моста до искусственной плотины и от бетонной переправы через реку в Орлянке до старого разбитого деревянного моста) совсем разные. Возле Кривца река спокойная и чистая, в Орлянке есть и «быстряки», и речные завалы. В Кривце основной участок ловли практически без деревьев, зато в Орлянке оба берега заросли настолько, что с нахлыстовой снастью не развернуться. Да и удочка там требуется совсем короткая.

«Быстряк» в д.Орлянка образовался из-за севшего под воду бетонного моста, через который переезжают машины. Река возле этого моста набирает ширину около 10-12 м, но потом резко сужается - до 5 м. Именно на этом сужении течение самое быстрое.

В этом районе можно прекрасно половить разную рыбу. Первой моей добычей на этот раз стала плотва, но меня интересовала не она. Знакомый спиннингиста, который очень часто посещает Сейм, утверждал, что на этом участке держатся голавль и язь, который любит стоять возле каких-нибудь закутков или за поваленными деревьями. Я, конечно, был не против поимки язя, но его я уже понял и поймал, а теперь мне хотелось поймать голавля. И мне предстояло разгадывать другие загадки...

Охотимся на голавля

Мои товарищи сразу пошли искать язя, которого им не удалось соблазнить на поклевку в Кривце. И один из них отличился поимкой крупного для этих мест язя! Причем действовал он нестандартно.

Облавливая участок ниже по течению, он обратил внимание на небольшой закуток на противоположной стороне, расположенный выше от него. Сделал заброс против течения, первую проводку способом Up Stream, вторую, третью... И вот на четвертом забросе, причем именно на той же точке, куда он забрасывал и раньше, произошла долгожданная поклевка. Этот красноперый красавец потянул на 1,05 кг. На других участках товарищ ловил уже исключительно Up Stream, и подъязки ему попадались регулярно.

А где же голавль? Где его искать? Как делать проводку?

Наиболее перспективным местом мне показался бетонный мост в начале деревни. Сильное для этих мест течение, каменистое дно, вымытое русло с прибрежным мелководьем, дальнейшее сужение реки и нависшие ветки над водой - классическое место для стоянки голавля на реке.

Как я уже упомянул, первой пойманной рыбой стала плотва, клюнувшая при забросе против течения, а вот на струе, которая била в берег, стоял именно голавль в компании с хорошим ельцом. Поклевок голавля было множество!

Когда клев затих, я спустился по перекату вниз. Через 10-15 м передо мной открылось подходящее место для ловли голавля нахлыстом. Я расположился на самой струе, а напротив меня лежала прибрежная отмель со стоячей водой, огромным количеством мелкой уклейки и... множеством некрупного голавля.

Забрасываю нимфу, кладу шнур на струю - приманка устремляется за шнуром, а вдогонку за ней - чернохвостый голавль. Пусть небольшой, но ведь именно за этой рыбой я приехал сегодня на водоем. Этот «быстряк» с закутком оказался весьма интересным и продуктивным.

А мои друзья в это время уже бродили по речке в поисках трофейного голавля, но тщетно - клевала лишь мелочь весом до 200 г, которую сразу отправляли в родную стихию.

Мои товарищи охотились «вприглядку». Идя очень тихо по обрывистому берегу, они наблюдали за всевозможными кустами на противоположной стороне, деревьями, поваленными в воду и т.д. Их очень выручали поляризационные очки, через которые прекрасно было видно рыбу, стоявшую за этим укрытиями.

Особенно их порадовал заброс с обрыва, без спуска к воде - голавлики пулей выскакивали из-под своего укрытия и жадно атаковали приманки.

На местах со слабым течением нахлыстовой снастью в основном ловились плотва и красноперка, а на спиннинг - небольшая щучка и изредка окуни.

Еще одно перспективное место для ловли нахлыстом нашлось ниже по течению, возле старого разбитого деревянного моста, где образовался большой завал из сухих деревьев. На образовавшемся рядом прекрасном песчаноглинистом перекате с хорошей струей и узкой русловой канавой под берегом стояла рыба. Тут надо класть свою приманку как можно ближе к берегу и делать скоростную проводку. Тогда рыба, пусть и небольшая, атакует нимфы с такой жадностью, что поклевки бывают просто необыкновенной силы. И как вы думаете, кто клевал? Голавлик! Поверьте, его было приятно не только ловить, но и отпускать.

Поездки на Сейм прошли очень интересно именно потому, что это река постоянно загадывала загадки, а нам удавалось их разгадать. Думаю, что этих загадок у нас будет еще много - Сейм их обязательно задаст. Ведь впереди лето, а в это время года рыба ведет себя уже по-другому...