На Полярном Урале

Рыбалка на Полярном Урале

Приступая к написанию данной статьи, признаюсь, я ощущал некую неловкость. Писать о рыбалке, не будучи в этом деле профессионалом, наверное, неправильно. Но у меня есть оправдание. Та рыбалка, которую я люблю и которой занимаюсь всю свою жизнь, является как бы непременным дополнением к моим путешествиям по стране. Конечно, планируя очередную дальнюю поездку, я обязательно выбираю такую реку, где рыбы было бы побольше. Еще лучше, если для столичного рыболова-любителя рыба в той реке окажется экзотической и крупной. Но все же на первом плане при выборе места нового путешествия стоит уникальность посещаемого края и красота его природы. Звучит, должно быть, банально, но мы действительно ищем красивые восходы и закаты и тот самый «запах тайги».

Вместе с тем, несмотря на отсутствие профессионализма, полагаю, что тот рыболовный опыт, который мы приобретаем в дальних походах, может быть кому-то полезен. Хотя бы таким же туристам, как мы, и путешественникам. Если мы на этом сошлись, то я готов рассказать о рыбалке, которая сопровождала каждый день всю нашу команду прошедшим летом.

Путешествие 2015 года мы спланировали на Полярный Урал. Опять! Хотелось бы в более дикие места - в Якутию, на Камчатку, но... не получилось. Поэтому снова отправились на относительно легко доступный Полярный Урал, выбрав для сплава, конечно, неизвестные нам реки. В этот раз на катамаране мы прошли по рекам Танью, Ворчатывис, Войкар, Горная, Малая и Большая Обь около 350 км. Благодаря четырехтактной, четырехсильной «Ямахе» столь длинный путь не потребовал много сил и времени. На трехбалонном катамаране нас было аж семь человек, гора вещей и... байдарка.

Путешествие началось, естественно, в Москве, а точнее на Ярославском вокзале. Поезд Москва-Лабытнанги за 44 часа доставил нас с бесчисленным скарбом на станцию Харп. На станции нас ожидали. По телефонной договоренности с владельцами вездеходов за приличное вознаграждение нас взялись доставить в желаемую точку Полярного Урала - Пятиречье. Там, практически в одном месте, сходятся сразу четыре(!) горные речки, образующие одну - реку Танью. Вот туда, после четырнадцатичасового пути, нас и доставил многотонный, грохочущий вездеход на гусеничном ходу. Выгрузил, развернулся и пошел обратно. А мы остались, радуясь тому, что наконец-то наступил самый главный этап приятного события года.

Пятиречье - это еще предгорья, но уже не голая тундра. Главное дерево - лиственница, немного ели, полярной березы и можжевельника. Под ногами на открытых местах - карликовая березка по колено да ягодники. Время действия - вторая половина августа, поэтому в тех местах морошка уже сошла, брусника еще не набрала сладости, а клюква - едва зарозовела. Зато голубика везде и в самом соку.

По незыблемому туристическому закону первым делом поставили тент и палатки. А затем расчехлили удочки и быстрым шагом, едва ли не наперегонки - к реке. Это несмотря на то, что всю ночь не сомкнули глаз. Первых хариусов поймали почти напротив своего лагеря. Кто на блесну-вертушку, кто на виброхвост. Лично я сразу же на мощной струе получил «мертвый» зацеп в камнях и лишился блесны. Ну что ж, «лиха беда начало».

На следующий день собрали свое могучее плавсредство и отправились вниз по Танью. Река эта порожистая, но таких порогов, на которых надо было обносить или вручную проводить катамаран, на ней нет. Скорость течения на перекатах и шиверах до 12, а между ними - 6-8 км/час, поэтому веслами пользовались только при необходимости перестроиться в главную, то есть самую глубокую, струю. Но все равно приходилось сходить с катамарана и стаскивать его с совсем уже мелких мест. Ловить с катамарана в таких условиях неудобно, да и нет нужды. Если нам нравилось то или иное место, мы тут же причаливали, разбирали снасти и разбредались по берегу: 15-20 минут ловли - и дальше в путь.

Хариус ловился практически на любую приманку. Мы пробовали на плавающие и тонущие «мухи», вертушки и колебалки, виброхвосты, воблеры. Так как у нас не было задачи наловить как можно больше, то нас и не «бешеный» клев вполне устраивал. Всех рыб, которые не входили в рамки, определяемые нашим коллективным аппетитом, мы выпускали обратно в реку. Хариус на Полярном Урале очень красивый. Именно у уральского, а точнее сибирского, хариуса самый большой и красочный спинной плавник-парус. В биологическом энциклопедическом словаре про хариусов написано: «...масса около 500 г, редко более». Нам же такие маленькие почти не попадались, в основном ловили рыбин по 0,8-1,0 кг. Но были и настоящие гиганты-красавцы до полутора килограммов весом!

Хариус

В нашей команде было два подводных охотника. Они проплыли по горной части маршрута в ластах и маске в сумме более 30 км и видели изнутри жизнь обитателей реки. Их наблюдения абсолютно объективны и потому ценны. Например, по поводу того, где хариуса следует ловить, а где - нет (ибо хариус-то там просто отсутствует!). Так вот рыба эта в Танью стоит только после порога или переката, там, где увеличивается глубина и течение ослабевает. Участок, где находится рыба, совсем непродолжительный, метров 50-70. А за ним вроде и течение такое же, и глубина та же, а хариуса уже нет. Это наблюдалось постоянно.

Вопреки существующему мнению, будто самые крупные лососеобразные занимают наиболее кормные места под самым сливом, у хариусов Танью было все наоборот. Наиболее крупные особи располагались в конце названного участка, а мелюзга жалась под берег в его начале. Хариусы - рыбы не стайные, и они встречались нашим подводникам по 1-2 особи через каждые 3-5 м. Сказать, что хариуса в реке было полно - значит соврать. После хорошего переката рассредоточение стоит приблизительно 20-40 рыбин. А потом на длинном или коротком плесе до следующего переката - ни одного.

Хариусов мы хорошо ловили до впадения в Танью реки Сезым-Юган (левый приток). Уже километров за пять до этого места почти закончились перекаты, и река стала заметно глубже. Сезым-Юган берет начало в болотах и несет в Танью красноватую мутную воду. Устье у этой реки оригинальное: за пару километров оно делится на два рукава, которые сходятся у Танью, образуя таким образом большой остров. Щука и окунь ловятся везде по этим рукавам, но лучше всего в месте их слияния. Щуки здесь еще некрупные, в основном до 4 кг, а окуни - от 0,5 до 0,8 кг.

На всем остальном пути мы с переменным успехом ловили щук и окуней. В полутора километрах от устья Танью от левого берега отходит протока. Она довольно глубокая, в значительной мере заросшая водной растительностью, и тоже входит в озеро Варчато. Щуки и окуни в ней брали на любую приманку. Решили попробовать большую черную «мышь», так и ее среди дня заглатывали как пятнистые, так и полосатые хищники. Теперь окуни попадались и на кило, и больше.

С успехом ловили щук и окуней

И все же самая крутая рыбалка начинается в Войкаре. Река эта достаточно полноводная, течение для щук не обременительное, и, воз можно, поэтому их там очень много. Но самое главное, что щуки здесь уже не до 4 кг весом, а... от 4! Наши подводники, выходя из воды, рассказывали, что за те полтора часа, проведенные в воде, на участке длиной метров 250-300 каждый из них видел до полусотни огромных, в среднем по 6-8 кг, щук! При видимости под водой 4 метра в поле зрения порой вальяжно плавали, неспешно расступаясь перед охотниками, по 3-4 такие рыбины!

Происходило это на глубине 2-3 м, а щуки все плавали от дна в полуметре-метре. Для блеснения здесь нет никаких преград, так как и трава, и коряги в воде отсутствуют. Место это находится между перекатами, рядом с устьем реки Ванктывис. Но таких мест на Войкаре много, и определяются они по приостанавливающемуся течению, то есть по увеличивающейся глубине. Доплыв до очередного такого участка реки, мы иной раз не выдерживали, причаливали к берегу и рыбачили. Поймав по 2-3 хищницы каждый (и выпустив их, конечно, обратно), минут через 20 вновь продолжали движение. Троллинг не использовали, но не потому, что бесполезно, а просто это сильно тормозило наше продвижение вперед.

И все же, сравнивая уловы на рыболовные снасти с тем, что видели наши подводники, очевиден следующий вывод: на предлагаемые искусственные приманки реагировали далеко не все щуки. Причин я вижу, по крайней мере, две. Первая в том, что именно в это время года (конец августа-начало сентября) в Войкар входит на нерест сырок. И щука стала уже активно им питаться. И второе: не являясь профессионалами, мы очень мало экспериментировали с теми или иными приманками. Возможно, следовало бы подобрать нечто похожее именно на сырка или ловить на эту рыбешку, и тогда каждый заброс приносил бы трофей. По крайней мере, щук там для этого хватило бы - это точно.

В Войкаре довольно много налима. Рыба эта, по утверждению местных, вырастает до 10 кг и более. Ловится он здесь очень хорошо в ночное время на донки.

Налим

Прежде чем покинуть Войкар, необходимо пересечь Войкарский сор. Это мелководнее озеро местами тоже нашпиговано щуками. В одном месте сделали два заброса блесной и вытащили двух пятнистых красавиц. Но впереди у нас был еще длинный, водный путь, поэтому с рыбалкой было закончено. Главная, сплавная часть путешествия осталась позади.

Осмысливая и вспоминая все увиденное и пережитое, причем не только по данному путешествию, своим последователям можно дать несколько полезных советов:
- лучшее время путешествия по рекам Полярного Урала - август. Еще тепло, но почти нет гнуса;
- лучшее плавсредство - катамаран с небольшим моторчиком;
- оптимальное количество участников - 4 человека. Для большого коллектива будут проблемы с нахождением удобных стоянок;
- лучшие рыболовные снасти - спиннинги, оснащенные плетенкой и обязательно мощным поводком и тройниками. Мы ловили без особых проблем щук до 9 кг. Но однажды был обрыв после 20(!) минут борьбы. И еще были молниеносные, обидные обрывы, разгибания и обломы крючков. Озеро Варчаты и река Войкар знавали щук до 30 кг весом!;
- минимальное время путешествия, если следовать нашим маршрутом и пользоваться нашими транспортными средствами - 2,5-3 недели;
- минимальная сумма денег, потребная каждому для такого времяпрепровождения - 7,5 тыс. рублей;
- большой тент обязателен, могут быть дожди. Теплая одежда - тоже, все-таки Урал-то Полярный.

Так что приятного отдыха и удачной рыбалки!

Лучшее плавсредство - катамаран с небольшим моторчиком