Из Москвы в Мурманск

Еще задолго до наступления весны я вынашивал план о предстоящей поездке. Долго ломал голову и не мог определиться с направлением. Изначально я планировал поездку в уже полюбившуюся Астрахань, но потом неожиданно получил приглашение посетить Кольский полуостров - половить треску в Баренцевом море, и это резко поменяло мои планы. Разве можно отказаться от такого? Рыбалка на юге России для меня давно не новая, а о северной ловле я только мечтал...

И вот начались сборы, томительные ожидания дня выезда. Время пролетело незаметно, но, к сожалению, прогноз не сулил нам хорошей рыбалки, и поездку пришлось отложить на 2 недели из-за местных штормов в Баренцевом морс. Каждый день на своем телефоне я обновлял прогноз погоды в надежде, что второго переноса поездки не будет, да и по числам мы попадали на последний массовый ход мойвы, которую так любит треска.

Дорога до пункта назначения

И вот наступил день отъезда! В 8 утра встретились с нашим вторым экипажем, было решено ехать через Ярославль и Вологду с ночевкой в пункте «Республика Карелия, пос. Пудыжи». Навигатор показывал неблизкий путь в 2000 км.

По советам бывалых, забронировали места в мотеле «Уют» и не прогадали - комфортабельные номера и очень вкусная еда скрасили наш путь в Заполярье. Первый день в пути пролетел незаметно: чем дальше мы отъезжали от Москвы, тем хуже становилась погода за окнами автомобиля и чувствовалось приближение Севера. В Вологодской области хочу отдельно отметить сеть кафе «Баранка», в котором и еда очень вкусная, и атмосфера заряжает бодростью на оставшейся путь. В Пудыжи оказались около 8 вечера, быстро перекусили - и спать, ведь завтра второй отрезок, а он длиннее первого где-то на 200 км. Второй день пути начался солнечной погодой, но весеннее настроение было обманчиво: проезжая по Карелии, стало понятно, что тут еще царит зима. Все озера покрыты льдом, и только быстрые речушки местами шумели из-под поломанных ледяных ограждений и снега.

На подъезде к Кандалакше погода стала резко меняться: снегопад с очень сильными порывами ветра закрыл лучи солнца и ясное небо. Закралось сомнение: а сможем ли мы выйти в море? Ветер местами был такой силы, что машину кидало из стороны в сторону. Поехали значительно медленней и аккуратней, так как второй экипаж был на летней резине! Еще около пяти часов в пути, и вот он - Мурманск!

После весенней Москвы снег выглядит непривычно

Этот город пропитан военно-боевым духом и какой-то особой неповторимой атмосферой. Погода не давала даже намека на то, что на улице весна... Сугробы местами достигали 2-метровой высоты, дул холодный северный ветер. Едем дальше, и вот наш конечный пункт - поселок Сафоново. Встретились с давними знакомыми и познакомились с другим экипажем нашего корабля, который состоял из четырех брянских ребят. Здесь нас ждал шикарный традиционный стол: суп из трески, гребешки, мидии и, конечно же, крабы. Однако настроение испортила плохая новость о том, что завтра в море выйти не получится, потому что, по прогнозу, был сильный ветер с порывами до 17 м/с. Чтобы день не пропадал, решено было посвятить его культурному отдыху и посетить местный Музей авиации Северного флота.

День первый

Выспались с дороги, позавтракали, сыграли несколько партий в бильярд и выдвинулись всем составом в сторону местных достопримечательностей. Дорога до музея проходила вдоль бухты губы Грязная, а весь путь занимал около 20 минут пешком. По пути встретили отрыбачивших местных ребят. Все мокрые, они вернулись с моря на 5-метровой лодке (рибе). По их словам, еле унесли ноги из-за сильного ветра. На рибе можно быстро маневрировать и менять место дислокации, корабль менее расторопный, и в шторм на нем спрятаться гораздо сложнее.

Рыбка в улове у них была, но по местным меркам половили они очень скромно. Мы, вдохновленные их рассказом и тем, что не за зря сегодня остались на берегу, двинулись дальше, в сторону музея. В музее три зала: военного времени, память о погибших и послевоенный период... Особое внимание привлекают личные вещи воинов-авиаторов, фотографии и документы, модели самолетов разных лет. В наши дни шесть летчиков морской авиации Северного флота удостоены звания Героев Российской Федерации, среди них - генерал-майор Тимур Апакидзе, трагически погибший в 2001 году. Кроме того, внимание привлекают остатки бомб и подбитых немецких самолетов. Мало кто знает, что при катапультировании из самолета в основном чемоданчике летчика обязательно была баночка, на которой написано «Рыболовные снасти». К сожалению, не было возможности рассмотреть содержимое, но можно сделать вывод, что в военное время рыбная ловля могла спасти жизнь военным морякам и тем, кто летал над морями.

Музей авиации Северного флота
Музей авиации Северного флота оставил массу положительных эмоций

Рядом с основным зданием стоит дом-музей Юрия Гагарина, именно в нем первый космонавт, на тот момент еще военнослужащий, жил со своей семьей. Затем мы посетили ангары с самолетами и вертолетами. В общем, впечатлений в тот день было получено очень много, и никто не заметил, как быстро пролетело время.

Вечером после посещения музея мы стали готовить снасти: у кого-то они были свои, а кто-то брал в аренду - 1500 рублей за комплект в сутки без пилькера. На мой взгляд, у прокатных снастей есть один минус: катушки, которые можно взять в аренду, односкоростные, и рыбачить с ними на порядок сложнее, поэтому лучше иметь свое снаряжение.

В длительных путешествиях снасти лучше перевозить в защитных кейсах
В длительных путешествиях снасти
лучше перевозить в защитных кейсах

У меня с собой было два комплекта. Первый, основной, состоял из удилища Savage Gear Nordic Big Game Travel до 600 г (запросто ловил на нее килограммом) и катушки Shimano Tyrnos 2 speed 2011 с намотанным шнуром Fins 60lb. Этот комплект был рассчитан для ловли на больших глубинах. Второй комплект был предназначен для ловли водного такси, которое доставляет рыбаков на корабль во время отлива.

Для ловли трески требуется надежная снасть
Для ловли трески
требуется надежная снасть

Вскоре мы увидели наш корабль - малый рыболовецкий траулер, на котором нам предстояло жить целых два дня. Подав матросу вещи, я ловко перемахнул через борт и был немного удручен - кораблик оказался не самой первой свежести, 1955-го года выпуска. Вторым заходом лодочка перевезла еще немного вещей и одного человека, а затем наши суровые парни решили добавить экстрима и залезли в лодку вшестером. Но, как только они отплыли, пробили один борт и быстро причалили к берегу. Затем кое-как на лодке с пробитым баллоном, под причитания хозяина судна по очереди их доставили на корабль.

«Ну, слава Богу!» - сказал капитан Тимофеич (так его все называли), и мы отправились в путь. Плыть до точки нам предстояло около 6 часов. Мы двигались в направлении острова Кильдин, а точки ловли зависели от направления и силы ветра. Пока любовались красотами северной природы, время в пути пролетело не заметно. Ближе к выходу из залива начало штормить, и те, у кого слабый вестибулярный аппарат, сразу почувствовали головокружение. Обязательно берите с собой таблетки от качки.

Наконец капитан скомандовал: «Снасти за борт!». Глубина в месте ловли была около 100 метров. Я использовал пилькеры различных форм весом от 300 до 1000 г и двух кальмаров весом 400 и 600 г, привязанных чуть выше. Техника ловли проста: нужно опустить снасть до дна и сделать несколько резких взмахов, потом поднять на 2-3 м и повторить взмахи. Я расположился на карме и не видел тех, кто ловил на носу, но именно оттуда раздался первый крик: «Багор!!!» Не успел я подумать, что попалось у товарищей, как получил мощнейшую поклевку. И вот началось томительное вываживание, после которого первая красавица треска весом около 5 кг оказалась на борту. Про себя подумал, что рыбалка уже удалась, но самые крупные трофеи ждали нас впереди. Стоит отметить, что подъем трески с такой глубины сложно сравнить с чем-то еще. Нужно обладать хорошей физической подготовкой, чтобы справится с такой нагрузкой, — это отнимает очень много сил. После фотосессии с треской я вновь опустил снасть на глубину и получил поклевку. Рыбалка очень азартная и динамичная. Непонятная тяжесть, совсем без сопротивления, мне поддавалась метр за метром, и вскоре я увидел, что на пилькер позарился немаленький краб! Моей радости не было предела! Клев был настолько активным, что сильная качка была едва заметна.

Необычный дуплет

«Снасти наверх!» - прозвучала команда капитана, а это означает, что мы прошли над косяком и капитану предстоит искать новую точку на эхолоте. И снова все повторилось: снасти в воде, а мы, не переставая, ловим разнокалиберную треску, не замечая усталости. День пролетел незаметно, в улове были крабы, пикша, хек, зубатка, камбала и, конечно же, много-много трески, от 2 до 10 кг. Вечером за чашкой чая мы делились впечатлениями друг с другом, а потом, падая от усталости, побрели в кубрик. Не я успел прилечь, как сразу же заснул.

День второй

Когда я вышел из кубрика, моему взору открылось спокойное и тихое море, но Тимофеич тут же меня расстроил, сказав, что он получил по рации штормовое предупреждение на послеобеденное время, и это затишье перед бурей.

Сегодня было решено плыть в другую часть острова, где глубины от 30 до 120 метров, и проверить там места на наличие трофеев. При первой команде «Снасти за борт!» я взял удилку, и мне показалось, что она стала намного тяжелей, чем вчера. На самом деле после вчерашней рыбалки руки сильно устали - каждая рыбка давалась с боем и нелегким трудом. Сегодня поднимать рыбу стало еще тяжелей, но азарт гнал адреналин в кровь, особенно после того как на борту оказывались особи весом в 15 килограмм.

Не прошло и часа, как мой товарищ Алексей попытался извлечь из морской пучины что-то огромное, и каково же было наше удивление, когда наверху оказались две трески весом 15 и 18 кг. Стоит отметить, что 18-килограммовая треска стала рекордом корабля за два дня на воде! Разумеется, как и на любой другой рыбалке, у нас были обрывы и досадные разгибания карабинов, но довольны рыбалкой остались все, и у каждого из нас появилось желание обязательно вернуться сюда еще раз! В обед на воде появились «барашки», задул сильный ветер. Прогноз подтвердился, было решено плыть в сторону берега, да и сил, если честно, на дальнейшею рыбалку уже не оставалось.

За такой рыбой стоило ехать в дальний путь

Красота северной природы завораживает, а эта незабываемая рыбалка будет манить нас снова и снова! Дорога домой прошла по накатанному маршруту. С собой мы увезли кучу эмоций и впечатлений, которые останутся в наших сердцах навсегда!