Река Гонам - медвежий угол

Мечта сбылась - мы на Реке! Оказаться здесь стоило немалых усилий. Чего стоит взять на работе отпуск в нужное время у вечно недовольного начальства - это знают одни только рыболовы. А уговорить домашних, чтобы надолго отпустили из семьи? А прибавьте сюда подготовку к походу, заброску на реку и еще много-много всего. Но желание рыбалки, как известно, сдвигает горы - и вот мы вместе с Сергеем Поповым и Андреем Дегтянниковым стоим на берегу Гонама.

Эта якутская река - левый приток Учура, который берет начало на северных склонах Станового хребта и течет на северо-восток по Алданскому нагорью. Главные притоки Гонама - Сутам и Адгама. В верховьях он течет среди широкой высокогорной болотистой равнины, в обе стороны от реки уходят огромные мари с ягодниками. Поскольку возле истока реки моют золото на прииске, чистой воду не назовешь, и рыбачить там нет смысла, поэтому мы сразу сплавляемся вниз, где вода почище.

Нас окружали совершенно глухие места, в прямом смысле слова медвежьи – встретили этих животных мы здесь немало.

Представьте себе: река шириной полсотни метров, слева высокий берег, справа протяженный галечник, за которым густой ивняк. Вдруг заросли распахнулись, и оттуда вылетел огромный черный шар и покатился к реке. Преодолев весь галечник секунды за четыре, этот шар оказался немаленьким медведем. Не обратив на нас ни малейшего внимания, он бросился в реку и поплыл. А ведь нас-то потихоньку несет прямо на него! Уже до мишки метров двадцать...

Тут мы всполошились не на шутку и стали кричать зверю, что он не прав. Топтыгин согласился и повернул чуть в сторону, но реку все равно переплыл. В дальнейшем мы видели и очень крупных самцов, но особо запомнилась встреча с медведицей и парой медвежат. Занятно, что медведица была очень светлая, один медвежонок черный, а другой - черный с белым ошейничком. Никогда бы не подумал, что у бурых медведей так бывает.

Сам сплав, признаться, шел тяжело. Перед нашим приездом месяц не было дождей, и уровень воды в Гонаме сильно снизился. Первая неделя сплава больше походила на хождение по воде - сплавились на 200 м, слезли с катамарана и те же 200 м тащим его по камням, потом цикл повторяется снова и снова - и так целыми днями.

Наконец пошли дожди. Нудная изморось сопровождала нас день за днем, но для подъема воды этого было мало. Так и подошли к знаменитому Солокитскому каскаду порогов, тянущихся на 50 км. Огромные камни лежали в почти шахматном порядке, а между ними была быстрая, но мелкая вода. Появились серьезные опасения, что приключения могут затянуться надолго, и хотя с продуктами было еще все в порядке, решили немного затянуть поясок.

В самых верховьях из-за рыжей и низкой воды нам было не до рыбалки, по по мере того, как река из болотистой равнины входила в предгорье, появилось много чистых холодных притоков, водичка стала чище, и все взялись за спиннинги.

Первый день ловли по притокам принес только трех небольших щучек. Мы все немного приуныли - для Якутии это не рыбалка. Не за тем мы сюда добирались.

На следующий день погода выдалась теплая и солнечная, и мы, подплыв к ледяному ручью, сбегающему с левого распадка, решили набрать вкусной водички. Вода в этом месте явно была прохладнее и насыщеннее кислородом, так что и рыба должна держаться.

Я взял в руки свой любимый спиннинг от SHIMANO. Леска свежая, диаметром 0,35 мм, так что любая «акула» не страшна. К застежке поводка прицепил колеблющийся «Шторлинг». Легкие «вертушки» быстро выносит на поверхность сильное течение, так что в этих условиях лучше «колебалки» ничего нет.

Холодная светлая вода ручья прижималась к берегу сильным гонамским течением, вдоль берега под пенной водой пролегала глубокая продольная борозда. «Просто не может быть, чтобы здесь не было рыбы», — подумал я и оказался прав.

Второго заброса не понадобилось. Кто-то невидимый сильно рванул удочку из рук, и сразу запел фрикцион катушки. Рыба сделала вначале несколько забегов вниз, потом вверх, и вот уже в нескольких метрах от меня на поверхности вывернулся таймень и опять ушел в глубину. От увиденного, честно говоря, задрожали руки, такая крупная рыба мне еще не попадалась. Еще минут 15 перетягивания каната, и при помощи друга и крепкой лески я сумел вывести эту рыбу.

После этого рыбалка наладилась. Ниже порогов и особенно в устьях притоков с ледяной водой прекрасно ловился ленок. Берешь «колебалку» или «вертушку» потяжелее, к примеру, BLUE FOX Vibrax №4, кидаешь в струю - и уже первая проводка скорее всего будет результативной. И самым главным в приманке был ее вес.

Такая ловля оказалась слишком простой, хотелось борьбы с большой могучей рыбиной, и удача нам улыбнулась - еще один таймень схватил мою приманку. Как и в предыдущий раз, после первого же заброса последовал сильнейший рывок, и началась борьба.

Несколько раз таймень бросался вниз по течению, а я с трудом, на пределе прочности лески, подтягивал его к себе. Один раз он так уперся в дно, что я обреченно подумал, что рыба сошла, а блесна зацепилась за камень. Потом с ужасом вспомнил, что, наматывая леску на катушку, я не привязал ее к шпуле, и теперь ждал, что рыба просто полностью смотает леску и с ней уйдет. Но, видимо, духи гор и реки были на нашей стороне - тайменя мы вытащили. Огромная рыбина застыла, глядя на нас с немым укором. Вот такая выпала удача!

Так и спускались мы вниз по Гонаму, любуясь красивейшими закатами и рассветами, шумными горными ручьями с ледяной водой, огромными скалами с древними останцами на вершинах, стоящими, как солдаты, на охране этих суровых мест. После впадения в Гонам правого притока Сутама (он, кстати, оказался более полноводным) воды заметно прибавилось, и река, сжавшаяся в горных ущельях, подарила нам такие пороги, о которых мы и не мечтали.

Сильным потоком воды катамаран несло по мощным 2-3-метровым волнам, а пару раз были и побольше. Кстати, на стрелке при впадении Сутама в Гонам на скале стоит крест в память о казаках - первопроходцах этих мест. Здорово, что в наше нелегкое время нашлись энтузиасты, отдавшие дань памяти русским людям, прошедшим по этим краям аж в XVII веке.

Нас ждало еще одно неожиданное испытание. Все энтузиасты, сплавляющиеся по рекам Сибири, знают, как быстро может подняться вода в горных реках. В Якутии с ее вечной мерзлотой, где мох долго впитывает дождевую воду, а потом разом отдает ее в реку, это происходит вдвое быстрее, поэтому останавливаться на ночевку прямо на берегу, мягко говоря, не стоит, хочешь не хочешь, а надо лезть повыше. Но пока не увидишь своими глазами...

Покрыв за день 60 км, мы достигли Учура. Поблизости располагалось устье Алгомы - очень красивой реки с чистой водой, считающейся очень рыбной. Изменив своему правилу вставать на стоянку не позже 8 часов вечера, решили доплыть до Алгомы, зайти в нее и, найдя хорошее местечко, пару дней там порыбачить.

Алгома впадает в Гонам несколькими большими протоками. В первую мы не смогли пробиться против течения. Попробовали зайти в другую протоку, но снова не смогли. Из последних сил начали пробиваться в следующую, и опять потерпели неудачу. Сгустились сумерки, и тут началась гроза. В горах она по-настоящему грозна, а если ты на воде, да еще и ночью, то это и вовсе не для слабонервных. В темноте при вспышках молнии мы пытались причалить хоть куда-нибудь, но берега, как назло, вокруг были обрывистые и метра три высотой - не залезешь. Да, не нужно было изменять своему правилу...

Наконец приткнулись, как оказалось поутру, к острову. Это была крутая коса, с уклоном 40°, длиной около 20 м, наверху ровная площадка. Разожгли кое-как костер, приготовили поесть и рухнули спать.

По ощущениям, я только уснул, как услышал крики друзей. Еле разлепив глаза, я недовольно выглянул из палатки. Уже светало. То, что я увидел, повергло в шок. Катамаран болтался на веревке далеко в реке, вода с бешеной скоростью несла огромные деревья с корнями, кустами, кусками земли. Выскочив из палаток, собрались за полчаса – когда отчаливали, наш островок затопило уже полностью!

Вода прибывала еще сутки, и, как сказали нам потом метеорологи на метеостанции Чюльбе, поднялась она аж на 8 м. Так что с горной рекой шутить не стоит.

Наш путь продолжался уже по Учуру. В устье его левого притока, реки Гыным, встретили первых людей в этом путешествии - зоологов и ботаников из Якутска. Как оказалось, на Учуре собираются строить большую ГЭС, а их группа собирает сведения о предполагаемом экологическом ущербе. В случае стройки будут затоплены огромные территории, и вся красота, которую мы видели, скроется под водами очередного водохранилища. Неужели в нашей стране никогда не поймут, что вместо того, чтобы бесконечно вырубать лес, качать нефть и поворачивать вспять реки, надо постараться сберечь для потомков хотя бы то, что осталось?

С грустными мыслями мы продолжили двигаться к месту впадения Учура в Алдан. В мутной и бурной воде рыбу мы уже не ловили - бесполезно. Зато без приключений добрались до пос.Чагда в устье Учура. Некогда большой поселок с развитой инфраструктурой и своим аэродромом пришел в полное запустение. Работы ни у кого нет, люди уезжают...

В г.Томмот, до которого от Чагды чуть больше 400 км, добирались на моторной лодке с местным охотником. На мощном моторе летели вверх по Алдану, рассматривая знаменитые Алданские столбы - скальные выходы по берегам. Встретили совершенно невообразимый по красоте закат на реке, а с утра такой же запоминающийся рассвет...

Путешествие закончено. Немного грустно, что все уже позади, но в душе светлой радостью всплывают воспоминания о высоких хребтах в седом тумане, о белых снежниках по берегам рек, о встреченном зверье, и, конечно, о честной борьбе с тайменем, бившим своим красным хвостом в кристально чистой воде...