BelKamFish

С ультралайтом на жереха

Жерех на ультралайт

Проводя во второй половине лета свой отпуск в селе Райгороде Волгоградской области, я довольно много времени уделял охоте с ультралайтом на Волге за моей любимой рыбой - жерехом. Да-да, я не ошибся - именно «охоте», потому что это слово лучше всего описывает такую рыбалку. За последнее десятилетие накопилось немало интересных фактов, о некоторых из них я и хочу рассказать.

Начну с самой запомнившейся рыбалки, которая состоялась в августе 2011 года. В тот день на Волге был почти полный штиль, и мы с сестрой решили половить спиннингами, привязавшись якорным канатом к торчащим из воды затопленным деревьев.

Сестра пыталась соблазнить жереха кастмастером, а я прицепил свой любимый поппер и начал забрасывать его к корягам, где время от времени раздавались всплески охотящегося жереха. И вот буквально на 2-3 забросе на месте моего поппера возник небольшой бурун, и спиннинг согнулся под напором севшего на тройник речного корсара. Вскоре в лодке оказался небольшой жерешок граммов на 600. Следом за ним попался второй, уже покрупнее.

Как это ни странно, но на кастмастер - типично жереховую приманку - не было ни одной поклевки, рыба брала только на поппер!

Заметив, что по другую сторону завалов всплесков особенно много, перебрались туда на веслах. Мой поппер после проводки подошел к самому борту лодки, как вдруг, буквально на глазах, возник мощный бурун, и я начал вываживать очередного жереха. Вначале он не показался мне большим. Однако когда я увидел его, то понял, что это далеко не рядовой трофей. Жерех был очень крупный, я и не видел таких живьем.

Речной корсар вел себя на удивление спокойно, просто стол на месте против течения, позволив нам приготовить подсачек. Но вот попадать туда он совсем не хотел! Рыба сделала несколько мощных рывков в глубину, спасибо, что не пошла в коряги! Наконец, сестра с трудом подхватила ее подсачеком, и мы вдвоем за-тащили трофей в лодку. Это был мой самый крупный трофей на тот момент. Дома при взвешивании он немного не дотянул до 4 кг, а мне удалось его вытащить на спиннинг с тестом 2-7 г и леской 0,2 мм! После этой рыбалки я влюбился в ультралайт окончательно и бесповоротно.

Танковый ров

Как-то вечером выдалась очень тихая погода, чем я, конечно же, воспользовался и отправился к Танковому рву, где обычно ловлю в отвес. Это место представляет собой глубокий участок с мощным, подмывающим крутой отвесный берег течением. Однако в тот раз отвесная ловля не принесла ни единой поклевки. Ситуацию спасли чайки, показавшие мне место боя жереха прямо под яром.

Зашел чуть выше по течению, прицепил уловистый красно-белый поппер и забросил вниз по течению. На первой же проводке увидел бурун возле приманки, но жерех промахнулся. Однако возле самой лодки последовал еще один всплеск, легкий спиннинг согнулся в дугу, а сильная рыбина пошла в глубину, затем начала метаться в разные стороны. Но вот силы у реч ного корсара подошли к концу, и я подсачил первого 1,5-килограммового жереха. Хорош!

Пока боролся с жерехом, лодку снесло довольно далеко от места боя. Завел мотор и поднялся на второй заход, обходя место охоты, чтобы затем тихо подойти на веслах. А у хищника был настоящий жор! Жерехи совершенно не боялись моей лодки, буквально выпрыгивая из воды подобно форели. Всплески были повсюду, в том числе у самого борта, а поклевки случались прямо на глазах. Вот вам и осторожная рыба, не подпускающая к себе на близкое расстояние...

На этот раз успел вытащить двух жерехов и зашел на третий круг. Новый проход принес всего одну рыбину. На этом клев закончился, хотя стая никуда не ушла. Видимо, жерех все-таки насторожился, а может, ему уже пригляделась моя приманка. Но я и так поймал более чем достаточно.

У проводов ЛЭП

Следующим утром я поехал вниз по течению, туда, где с одного берега на другой через всю Волгу перекинуты провода ЛЭП. С утра ловил бортовыми удочками разную бель, потом около песчаного берега заметил вышедшего на охоту жереха, который проявлял себя мощными всплесками.

Снялся с якоря, подгреб веслами к берегу и тихо направился в сторону всплесков, стараясь не шуметь. А глубина за бортом всего каких-то полметра! Приблизившись к месту боя на расстояние заброса, закинул поппер. Опять у самого борта мощный всплеск, и началась захватывающая борьба на тонкой леске с могучей рыбиной. Поскольку лодка была не заякорена, вываживать было проще.

Спустя несколько минут 2-килограммовый шереспер оказался в подсачеке. При более внимательном осмотре заметил возле жабр довольно глубокую ранку, из которой торчал кусок сетки. Вот судьба у рыбины - от браконьера ушла, а честному рыболову попалась!

Опустив добычу в садок, оглянулся, ища глазами жереховую стаю. Она оказалась неподалеку. Не заводя мотор, подгреб поближе. Вскоре поймал еще пару хищ-ников, но стая насторожилась и уже не подпускала меня близко.

Вообще, место оказалось очень интересным: песчаный пляж граничил с резким свалом. Вот оттуда, с глубины, и выскакивали на мелководье речные пираты, заставая врасплох ничего не подозревающую мелочь. А еще мне помог ветер, дувший против течения и удерживавший лодку практически на месте, и я мог ловить без якоря.

На мели у подтопленного берега

Вечером выдалась идеально тихая погода, и я вознамерился целенаправленно поохотиться на жереха с поппером. Отправился к Танковому рву: чайки, жерех, всплески - все на месте, вот только поклевок нет! Схватил приманку и сорвался лишь один небольшой жерешок. На этом все...

Подумав, как быть, решил, что жереху «приелся» поппер, и прицепил «вертушку» Blue Fox №3. Теперь вместо жереха стала ловиться мелкая селедка, изредка проскакивали среднего размера окушки. Лишь когда мне удалось заякориться в самом центре жерехово-селедочного котла, сумел изловить килограммового шереспера.

Устав от поклевок селедки, я посматривал в сторону противоположного берега. Там явно охотился исключительно жерех, причем хороший. Всплески раздава-лись на откровенной отмели, но вот свала в глубину в том месте не было. Решил все же попробовать.

На первом же забросе возле лодки мой поппер был атакован хорошим, под два килограмма, жерехом. Заметив, что сидит он надежно, позволил ему погулять на кругах, а сам в это время опустил якорь, чтобы не снесло течением. И вот жерех в лодке. Я забросил в сторону всплесков и сразу же начал вываживать второго.

Так и ловил. Когда стая уходила от лодки, я снимался с якоря и переезжал за ней. Потом решил поступить иначе. Заякорил лодку выше стаи, забросил вниз по струе и стал просто на одном месте поигрывать поппером, делая рывки удилищем без подмотки лески. Оказалось, что можно и так. Через несколько минут я взял еще одного шереспера.

На проверенных местах в середине лета

Первые мои жереховые рыбалки каждый год начинались в 20-х числах июля. На открытии очередного сезона выяснил, что одно из моих любимых мест возле берега у руслового свала теперь пустует - береговая линия сильно поменялась после большого паводка в 2016 году. Что ж, буду искать другие места.

Следующим вечером отправился искать жереха. Стояла тихая теплая погода после утреннего дождя. Сначала обследовал поппером Танковый ров и практически сразу под яром поймал жерешка на полкило.

Начало хорошее, но затем рыба стала промахиваться по приманке. Заметил, что жерех здесь явно мелковат. Стоило поменять место. Переехал к противоположному берегу, где хорошо половил в прошлом году. Характерных жереховых котлов нс было, зато виднелись отдельные всплески, причем довольно внушительные.

Глубина всего по колено, но речного корсара это не смутило. Вскоре мой поппер атаковал крупный жерех, но промахнулся.

Забросил поппер прямо под берег, и неподалеку от затопленного куста с шумным всплеском шереспер наконец-то сел на мою деликатную снасть. Рыбина оказывала мощное сопротивление. Вначале даже подумал, что это щука - настолько резкие были рывки. Оказалось, что 2-килограммовый жерех зацепился тройником за щеку. Затем был еще один промах, после чего я с закатом поехал к берегу.

Через пару дней снова поехал на Волгу. Утром обещали дождь с грозой, но он так и не собрался, а вечер обещал быть хорошим. Сплавлялся вдоль пологого берега, забрасывая под кусты и небольшие торчащие из воды коряжки. Вскоре последовала неординарная поклевка: только приводнившийся поппер сразу без всплеска схватил хороший жерех, но не засекся, однако через пару метров проводки он догнал приманку и уже с эффектным всплеском сел на тройник! После бурного вываживания взял подсачеком жереха на 1,6 кг.

На перекатах

Следующая моя жереховая рыбалка состоялась только через неделю, уже в начале августа. Утренние рыбалки я обычно начинаю с ловли бели бортовыми удочками, потому что хищник редко охотится с рассвета. Наловив подлещиков да густерок на засолку, в начале девятого я поехал к своему жереховому месту, но по пути напал на большой жереховый котел на перекате неподалеку от поворота фарватера, где мы раньше ловили с дедушкой на «дорожку».

Заехал чуть выше «котла» и заглушил мотор. Пока лодка тихо приближалась по течению к жирующему хищнику, я привлекал внимание речного корсара шумным поппером. И вот вскоре на месте приманки раздался всплеск, и я не без труда, но вполне уверенно подвел к лодке отменного жереха под 2 кг. Затем последовало несколько эффектных промахов хищника по приманке и... «котел» исчез.

Выводы

Во-первых, почти все удачные рыбалки с ультралайтовой снастью состоялись либо при абсолютно штилевой погоде, либо при небольшом ветерке, что идеально подходит для поппера.

Хотя, например, в прошлые годы жерех, наоборот, шумно охотился при стабильном ветре. Тогда мне его доводилось ловить на «дорожку», но это уже совсем другая снасть и другая история...

Во-вторых, все мои рыбалки можно разделить на две части. В июле жерех был осторожнее и не сбивался в массовые «котлы», а охотился поодиночке в не самых типичных местах под берегом возле кустов, где глубина не доходила и до полуметра. А уже с первых чисел августа (так совпадало по календарю!) я встречал характерные жереховые «котлы». Сложно сказать, что именно повлияло на такую перемену в поведении рыбы, поскольку погода оставалась примерно одинаковой. Возможно, жерех чувствовал приближение осени по укоротившемуся световому дню и начинал сбиваться в стаи, нагуливая жирок к зиме.

Однако ловить было интересно и в июле, и в августе. Просто сначала рыбалка была трудовой и вдумчивой, а потом веселой. Правда, и конкуренция со стороны других рыболовов увеличилась - ведь «котлы» видно издалека.